Рангоут и такелаж. Краткое описание отдельных узлов и деталей.

Опубликовано: 23-12-2016, 13:33
Рангоут и такелаж. Краткое описание отдельных узлов и деталей.Чтобы повиноваться ветрам и противостоять морской стихии, любое мачтовое парусное судно имеет на вооружении рангоут и такелаж. Конструктивное исполнение этих составляющих зависит от их предназначения, а также от размеров самого корабля.

Под рангоутом судна понимают различные палубные сооружения, предназначенные для «постановки» парусов, подъема сигнальных и опознавательных элементов, установки антенн, прожекторов, постов наблюдения. Главная часть рангоута – вертикально стоящая мачта, состоящая из одной ли нескольких секций (стеньг). На больших судах устанавливают две мачты. Горизонтальная деталь рангоута – рея, на которой растягивается и крепится парусное полотнище. В носовой части парусника находится наклонная мачта – бушприт. К рангоуту яхты относятся также гики, гафели и краспицы.

Для управления палубной надстройкой корабли оснащаются довольно сложной судовой оснасткой, именуемой такелажем. Различают два вида такелажа современного судна: стоячий и бегучий такелаж. Для обращения с этим снаряжением и выполнения необходимых такелажных работ, матросы должны иметь определенные знания и умения.
Задача стоячего такелажа состоит в удержании элементов рангоута в статическом положении. Самыми основными снастями судового стоячего такелажа являются ванты и штаги. Ванты – тросовые растяжки между бортом корабля и мачтой для ее фиксации в устойчивом вертикальном положении. Ту же функцию выполняют штаги, только они работают в диаметральной плоскости, не позволяя мачтам наклоняться к корме судна. К жесткости, прочности и коррозионной стойкости тросов стоячего такелажа предъявляются особые требования.

Бегучий такелаж – снаряжение судна, состоящее из гибких проволочных тросов, цепей, синтетических или растительных канатов и предназначенное для перемещения подвижного рангоута, для осуществления операций с грузами, настройки парусов, спуска плавсредств и трапов. В состав бегучего такелажа входят шкоты, оттяжки, брасы, фалы, топенанты и другая подвижная оснастка. В качестве вспомогательных приспособлений применяются блоки, обушки, соединительные скобы, кольца, коуши, гаки, талрепы.

Для работы на судах применяются цепи и тросы, изготовленные по особым технологиям. Самыми лучшими синтетическими материалами для изготовления снастей бегучего такелажа признаны высокопрочные, малорастяжимые арамидные и полиэфирные волокна, а также высокомолекулярный полиэтилен (дайнима). В обязанности персонала, обслуживающего парусное судно, входит не только выполнение такелажных работ, но и изготовление снастей. Качество снастей напрямую зависит от исходного материала. Чтобы не рисковать, лучше сотрудничать с проверенными поставщиками, одним из которых является магазин крепежа и оснастки Крепком .

Похожие статьи