Поскольку проведение строительных работ напрямую связано с применением различных смесей и растворов, которые не могут использоваться при морозах, объемы выполнения строительных работ зимой значительно падают. Однако благодаря применению современных технологий, можно уменьшить влияние климатических и погодных условий на проведение таких работ.
Известно, что в морозную погоду свежий раствор цемента плохо затвердевает – содержащаяся в нем вода не успевает обеспечить нормальное соединение с цементом, так как сразу превращается в лед, который расширяя состав, вытесняет его из формы и разрушает его. При повышении температуры лед растает, и раствор возобновляет свое действие, однако после оттаивания льда прочность раствора становится меньше на 35%. Такой же процесс происходит при заливке в мороз монолита: поверхность арматуры обрастает ледовым покрытием, отталкивающим раствор и создающим пространство между бетоном и арматурой. В связи с этим полученное строение не будет достаточно стойким. Однако, если бетон успевает принять свою химическую формулу до замерзания и обретает прочность, то этих отрицательных моментов уже можно не опасаться.
Для затвердевания бетона необходимо определенное количество времени. Время зависит от температуры, в которой может выдерживаться бетон. Чем выше температура окружающего воздуха, тем более активно вода вступает в связь с частицами цемента. Таким образом, при более высоких температурах процесс затвердевания ускоряется, а при снижении температуры - затормаживается. Применение во время зимней работы некоторых приемов позволяет создавать необходимые условия для затвердевания бетона, повышая и поддерживая температуру и влажность. Повысить температуру раствора в холодное время года можно путем подогрева воды до 90 С или нагревания заполнителей смеси до 65 С с помощью продувных газов.
Также процесс приготовления раствора зимой имеет некоторые отличия от летнего. Летом для приготовления раствора в заполненный водой барабан одновременно загружаются все сухие компоненты – зимой сначала заливается вода и помещается крупная фракция, а после нескольких оборотов досыпается песок с цементом. Зимой в 2-3 раза увеличивается длительность перемешивания раствора, а вот на транспортировку готового раствора отведено меньше времени. Перегрузка зимой и вовсе не рекомендуется. Кузов автомобиля для перевозки раствора должен иметь двойное дно – тогда пары двигателя будут предотвращать потерю тепла. Зимой опалубку необходимо очищать от льда или подогревать, если температура ниже -10 С. Сама работа должна проходить в более быстром темпе.